Быстровская Ольга Юрьевна, воспитатель

Конспект занятия к проекту «Блокада Ленинграда»

23 октября [пн]

Проект с детьми подготовительной группы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект

образовательной деятельности

 «Ленинград. Вечная память».

Цель: Углублять знания детей подготовительной группы об историческом прошлом города Ленинграда и его жителей, о героизме людей, которые мужественно пережили блокаду.

Задачи:

1.Сформировать представление детей о блокаде, о подвиге ленинградцев.

2.Воспитывать у детей гордость и уважение к людям, которые победили врага в нелёгкой войне.

3.Вызвать эмоциональный отклик  и переживания за людей, переживших те события, чувство сострадания.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня вся наша страна вспоминает события, которые произошли 77 лет назад. 27 января 1944 года – день полного снятия советскими войсками блокады города Ленинграда. Сегодня я расскажу вам о подвиге жителей этого города.

  В августе 1941 года шли тяжёлые бои возле самого города Ленинграда. 30 августа войска фашистской Германии перекрыли железные дороги, по которым раньше ездили поезда в этот город. 8 сентября фашисты приложили все силы и блокировали город с суши. Этот день стал началом Ленинградской блокады. Гитлер хотел совсем стереть с лица земли этот город вместе с его жителями – ленинградцами.

1 ребёнок

Дети Ленинграда, девчонки и мальчишки

Им играть бы в куклы и читать бы книжки.

Всё перечеркнула фашистская громада

Рано повзрослели дети Ленинграда.

  Воспитатель: Дети, война – это страх, голод и холод; это разрушенные города и сожженные сёла, это поля, где вместо пшеницы – мины, это убитые солдаты и слёзы матерей. В то страшное время война охватила всю нашу страну, которая называлась Советский Союз. Бои шли на Курской дуге, в Севастополе, Волгограде, Одессе, но возле Ленинграда не только шли бои. Этот город был взят в кольцо.

  Советские войска сражались очень мужественно, и немцы потерпели поражение. Им не удалось прорвать оборону войск нашей страны внутри блокадного кольца. Тогда Гитлер решил взять город измором.  Немецкое командование рассчитывало, что жители Ленинграда  умрут от голода и холода, зима была тогда очень морозной.  Но ленинградцы не были сломлены.

2 ребёнок

Опять война, опять блокада

Быть может нам о ней забыть?

Мне часто говорят: Не надо,

не надо память бередить.

Но для того, чтоб на планете

Не повторялось той войны,

Мне надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Воспитатель:  Продукты в город доставить было невозможно. Немцы обстреливали все машины с продовольствием. Так же и не хватало воды. С 20 ноября 1941 года установили нормы на хлеб. Те люди, которые работали на заводах, получали двойную норму 250 граммов хлеба, а дети и служащие по 125 граммов хлеба на день. (Воспитатель показывает детям кусочек хлеба, который весит 125 граммов). Это очень мало, потому что больше ничего не было из еды. Больше месяца ленинградцы жили на этом пайке. Надвигался голод. Люди жили в холодных квартирах, топить было нечем. За водой ходили к реке Неве. Люди умирали от голода и холода.

 В Ленинграде жила маленькая девочка Таня Савичева, в то самое время, когда город находился в блокаде. Таня умела писать только печатными буквами, но она записывала в маленький дневник, кто и когда из её членов семьи умер от голода. У неё умерли все: мама, бабушка, дядя Алёша.

3 ребёнок

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу

С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался наш город врагу

Тут гордые, смелые люди живут,

И ценится всюду их доблестный труд.

Разминка

Ходьба

За дровами мы идём

и пилу с собой несём.

Движение пильщиков

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно,

Чтобы печку протопить

Колют дрова

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

Наклоны

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

Сели

После тяжкого труда

Нужно посидеть всегда.

  Воспитатель:  Возле Ленинграда была не только река Нева, но и Ладожское озеро. Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Машины шли по озеру и днём, и ночью, по льду. Они доставляли в город продукты и боеприпасы. Эта автомобильная дорога называлась «дорогой жизни». Теперь появилась возможность вывезти из города детей, раненных солдат и больных людей. Грузовики ездили, не смотря на то, что немцы обстреливали эту дорогу. Когда наступила весна ленинградцы стали разводить огороды на любом клочке земли, чтобы как-то можно было выжить.

4 ребёнок

Зимой машины мчались вереницей

И лёд на Ладоге трещал.

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Воспитатель: Блокада длилась почти 900 дней, два с половиной года. 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Через шесть дней очень сложных боёв кольцо блокады было прорвано. А через год 27 января в 1944 года, в честь победы наших войск, которые разгромили фашистские войска под Ленинградом над рекой Невой, прогремел салют.

 Поэт Юрий Воронов написал замечательное стихотворение.

За залпом залп гремит салют

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут.

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц, заплаканных не прячут

Сегодня ленинградцы плачут.

 Память о подвиге ленинградцев всегда будет светлой. Из поколения в поколение необходимо передавать всю правду о войне, о блокаде Ленинграда. Во всём мире люди удивляются стойкости, мужеству и героизму нашего народа.

Вопросы:

 - Зачем говорить о блокаде?

 - Как можно почтить память людей?

 - Что нового вы узнали на занятии?

 - Что вам запомнилось больше всего?