Быстровская Ольга Юрьевна, воспитатель
Проект «Юные огородники»
23 октября [ср]
Воспитатель МК ДОУ № 7 «Ромашка» г. Комсомольск, Ивановская обл. Информационная карта проекта ПРОЕКТ «Юные огородники» Автор проекта Быстровская Ольга Юрьевна Продолжительность проекта Среднесрочный - (с 1 февраля по 1 мая 2021 г.) Тип проекта: Познавательно – исследовательский Участники проекта: Дети, родители, воспитатель. Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная группа). Природа! Она совершенна и вечно творит новое. Она неиссякаемый источник всего живого и реального. Всё в ней, она полнота бытия. Она всесильна и могуча, постоянно сокрушает и непрерывно создаёт. Все вещи в ней и она во всём, и всё одна и та же. Она вечная и бесконечная, питающая дух одной только радостью. Спиноза Причина разработки проекта: У детей мало практических навыков посадки овощей, цветов, поэтому считаю целесообразным создать данный проект. Расширять знания детей о способах посадки овощей и цветов, об уходе за ними. Цель: Прививать любовь к природе, формировать экологическую культуру у детей, желание участвовать в совместных мероприятиях по организации огорода. Прививать детям навыки труда в природе в процессе ухода за растениями. Расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать заботливое отношение к живой природе. Задачи: Учить детей сеять в грунт семена травы, цветов, высаживать в грунт лук и чеснок, пророщенные семена тыквы и кабачка. Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях. Воспитывать внимательное отношение, желание и умение ухаживать за растениями. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, умение добиваться результата. Формировать нормы правильного поведения во время работы с грунтом и водой. Обобщать знания детей о необходимости почвы, влаги, света, тепла для роста растений. Развивать речь детей. Обогащать словарь детей словами : семена, луковицы, корень, растение, посадить, посеять, поливать, наблюдать, земля, грунт, вода, солнце. Поощрять детей при употреблении усвоенных слов, умении применять их в повседневной жизни. Способствовать проявлению у детей самостоятельности, активности в процессе ухода за растениями. Вызвать интерес детей к посаженным растениям через стихи, рассказы, загадки, проектно-исследовательскую деятельность. Учить выполнять индивидуальные трудовые поручения. Сформировать у детей понятие взаимосвязи природы и человека (человек сажает, выращивает и ухаживает за растениями; растения вырастают и радуют человека своей красотой и полезными свойствами). Помочь детям развивать свои познавательные и творческие способности. Актуальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста становится неотъемлемой частью всего процесса воспитания. Создание на территории детского сада большой теплицы дало возможность организовать данный проект и создать все условия для приобщения детей подготовительной группы к труду в природе, к формированию у детей правильного экологического поведения. Февраль последний месяц зимы. День становится длиннее, появляются первые солнечные лучи, света больше. Эти условия дают возможность посеять семена и посадить лук, чеснок, организовать мини огород на подоконнике. Занятие это очень увлекательное, интересное и полезное. Однако в условиях города дети не всегда могут иметь достаточно знаний о том, как взрослые готовят землю к посеву. Именно, в процессе проведения данного проекта можно самостоятельно вырастить полезный лук, провести наблюдение за его ростом. Узнать о нескольких видах посадки овощей (тыква, кабачок, огурец). Выращивая огород в коллективе, дети приучаются к ответственности, у детей формируется чувство коллективизма, развиваются трудовые навыки. Работа над проектом с родителями: - привлечь родителей к организации проекта (приобретение инвентаря, посевного материала для огородика); - обсуждение с родителями плана проекта; - консультация для родителей «Полезные свойства лука и чеснока»; - рекомендации по созданию мини огородика в домашних условиях, предложить вести фото отчёт роста посаженных растений дома, дневник наблюдений с зарисовками; - консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у дошкольников»; - конкурс «Лучший кроссворд про овощи и фрукты». Работа над проектом с детьми: Познавательно-исследовательская деятельность (НОД): Рассматривание инвентаря необходимого для посадки лука и чеснока, посева семян; луковицы в стаканчиках; наблюдение за первыми всходами, уход за растениями; ведение дневника наблюдений за огородом. Коммуникативная деятельность: Беседы «Что можно вырастить на подоконнике», «Чем полезны лук и чеснок», «Условия роста растений», «Пшеница. Как растёт»; чтение художественной литературы Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»), М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Ю. Тувим «Овощи», народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»; разучивание музыкальной игры «Огородная». Игровая деятельность: Игры; игровые ситуации. Продуктивная деятельность: Рисование схемы роста растений; рисование комнатных растений и огорода на подоконнике. Предполагаемый результат: Дети закрепят знания о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают. У детей сформируется чёткое представление о росте растений в комнатных условиях. Дети научатся ухаживать за растениями и узнают последовательность посадки лука и чеснока. Дети с удовольствием будут наблюдать за природой, за красотой растительного мира. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия. Дети, воспитатель, родители получат положительные эмоции от выращивания зелени. Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы. Информационное обеспечение: Иллюстрации, мультфильмы, наглядно-дидактические пособия, книги. Материально-техническое обеспечение: Оборудование для ухода за растениями; стаканчики пластиковые, ёмкости для посева семян; семена, луковицы, рассада; фотоаппарат; технические средства. Перспективный план реализации проекта «Юные огородники»: 1.Известные сведения о растениях: Растут в земле, имеют корневую систему. У растений есть цветы и листья. Условия для роста растений: вода, земля, свет, тепло. В грунте растения растут круглый год, а на улице только летом. Летом на огороде у бабушки растут морковь, лук, капуста, огурцы, помидоры. Из овощей варят суп, делают салат. 2.Что хотим узнать: Как растут растения. Какую пользу приносят растения. Как правильно ухаживать за растениями в комнатных условиях. Может ли растение вырасти в темноте и холоде. 3.Как мы это узнаем: Прочитать книги о растениях. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений. Провести опыты. Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей. Узнать у мамы и бабушки о полезных свойствах овощей и зелени. Нарисовать схему роста лука, чеснока, пшеницы, укропа, петрушки. Мероприятия: 1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Размещение рекомендаций родителям по работе с детьми над проектом. Цель: Заинтересовать родителей участвовать в проектной деятельности. (Воспитатель). 2.Беседа с детьми: «Растительный мир». Цель: Расширять знания детей об огороде и его назначении. Эксперимент: Исследовательская деятельность. Состав грунта, знакомство с почвой. Цель: Расширять кругозор детей. (Воспитатель). 3.Поисковая деятельность: Работа по подбору иллюстраций, художественных произведений. Начало проекта 19 февраля – практическая часть. Для обустройства мини огорода дети с воспитателем собрали деревянный домик, покрасили лист картона в зелёный цвет. Дети подобрали жителей подворья: курица, петух, корова, телёнок, лошади. Для пруда выбрали уточек. После обустройства самого уголка готовим все необходимые материалы для посадки. Дети распределились по три человека и работали тройками. На столах клеёнки, стаканчики пластиковые и ёмкости для посадки. Для приготовления грунта: земля, песок, камушки мелкие. Лейки, вода. Маленькие луковицы, пророщенные семена тыквы и кабачка, семена пшеницы. Цель: Учить взаимодействовать вместе с товарищами. Прививать дружелюбие, терпение. Все вместе вспоминаем состав грунта. Дети готовят грунт, соблюдая чёткую последовательность: камушки, песок, земля. Дети самостоятельно распределяют обязанности в тройках: полить, посадить луковицу, засыпать землёй, уплотнить землю. Для посева семян пшеницы: полить, насыпать зерно, засыпать землёй. Цель: Прививать трудолюбие, умение наводить порядок на рабочем месте после окончания работы. Наблюдение 25 февраля. Из земли от луковиц появились перья зелёного лука. Посеянная трава взошла на 3 см. Провели дидактическую игру «Вершки и корешки» Цель: Закрепить знания детей о растениях. Развивать внимательность, интерес к игре. Наблюдение 26 февраля. Появились ростки тыквы и кабачка. Огурцы ещё не взошли. В огороде посадили в стаканчик с землёй большую луковицу, землёй не засыпали. Провели дидактическую игру «Что растёт на огороде, а что в саду?». Цель: Расширять знания детей о различных растениях, уметь классифицировать по определённому признаку. Развивать речь, мышление. Поливали все растения через 2 дня на третий. Наблюдение 9 марта. Огурцы взошли. Тыква и кабачок вытянулись, подставили палочки , подвязали ростки. У большой луковицы появилось 5 перьев зелёного лука по 4 см. Дети сделали зарисовки роста тыквы, составили схему роста растений. Творчество: лепили из пластилина овощи и фрукты, рисовали наши растения с натуры. Цель: Закрепить умение детей лепить различными способами, рисовать карандашами, подбирать правильно цвет, правильно передавать форму. Наблюдение 12 марта. Зелёные перья выросли на 15 см. Срезали на обед. У кабачка добавились и выросли листья. Огурец вытянулся, листья стали больше и крепче. Посадили чеснок луковицей и отдельными зубчиками. Посеяли пшеницу и рожь. Беседа «Откуда хлеб пришёл?». Цель: Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, с профессиями хлебороба, комбайнёра. Проследить весь путь хлеба от колоска до буханки. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: Формировать представление детей о профессии продавца, учить детей самостоятельно распределять роли продавец – покупатель. Воспитывать дружелюбие, умение договариваться. Наблюдение 19 марта. У чеснока появились зелёные перья 5 см. Рожь и пшеница взошла на 4 см. Повернули стаканчики другой стороной к солнышку, чтобы растения изменили направления роста. Растения тянутся к солнышку. Взрыхлили землю деревянными палочками, сделали небольшие дырочки, чтобы в грунт поступал кислород. Побеседовали о том, что в природе эту роль выполняют червяки. Вспомнили приметы весны. Нарисовали схему роста кабачка, огурца и тыквы. Зарисовали перья лука и отметили на схеме рост растений. Составили таблицу роста лука, чеснока. Наблюдения 23 марта . Посев семян астры. Готовим грунт, разравниваем землю, поливаем, рассыпаем семена, засыпаем землей. Делаем ярлычок с названием и датой посева. Заметили с детьми, что три дня не было солнца, и растения вытянулись не сильно. Провели анализ и выяснили причинно-следственную связь: мало света – растения растут плохо, медленнее. Наблюдение 25 марта. Посеяли бархатцы. Сравнили принцип посева семян овощей и цветов. Отметили, что принцип одинаковый. Вспомнили про условия роста растений и уходу за ними. Провели дидактическую игру «Рецепты» Рассматривали иллюстрации с цветами. Закрепили знания о составе растений - корень, стебель, листья, цветок. Провели беседу какой цветок тебе нравится и почему? Цель: Расширять знания детей о цветах. Учить составлять небольшой рассказ о любимом цветке. Формировать умение слушать товарища. Воспитывать дружелюбие. Развивать память, мышление, разговорную речь. Прививать заботливое отношение к природе. Нарисовали схему роста цветов. Создали коллективный коллаж «Клумба с цветами». 26 марта Познавательная деятельность. Подобрали с детьми книги о природе. Нашли интересные иллюстрации. Воспитатель предложила прослушать высказывания учёных и писателей о природе. Обсуждение: как ты понимаешь эти высказывания. Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё - природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входя сода, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. С. В. Смирнов Чистое настоящее – залог чистого будущего! В капле чистой воды – весь мир. А в море отходов – все человеческие пороки. В грязи не вырастут цветы! Чистота нам говорит: Путь к спасению открыт! Чистое будущее – в чистом настоящем. В чистой воде отражается лучшее. Чистая природа – крепкое здоровье. Чистая природа – здоровая планета. Чистый лес – совесть туриста. Бережёная природа нас бережёт. Человек разумный убери за собой. Чем чище мир, тем здоровее мы. Твои усилия и действия на благо планеты. Чистый дом, чистая улица, чистый город. Сочинили с детьми сказку «Как чистюля поссорился с грязнулей». 2 апреля Провели экологическую викторину «Верю – не верю». Цель: закрепить знания детей об окружающем мире. У детей в руках по два кружочка: зелёный и красный. Дети должны поднять зелёный круг, если они согласны с утверждением, которое зачитывает воспитатель или красный круг, если, по их мнению, утверждение не верно. Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, опираясь на свои знания по теме «Окружающий мир». Целесообразно спрашивать у детей, почему именно они подняли круг определённого цвета. Вопросы: - медведи любят есть мёд? - у берёзы весной бывают серёжки? - дельфин – это животное, а не рыба? - подснежники растут в январе? - тигры живут на Северном полюсе? - черника растёт на дереве? 5 апреля Посеяли огурцы и перец болгарский. Дети самостоятельно насыпали в ёмкость землю, полили, сделали дырочки, разложили семена, засыпали землёй, полили, накрыли плёнкой. Беседа с детьми о том, какая бывает почва? Цель: учить различать почву (песчаная, чернозём, лесная), расширять представление о многообразии неживой природы. Игра «Экологический светофор». У детей на столах по три круга. Зелёный - «нет вреда природе»; жёлтый - «ситуация выбора» и красный, который означает «опасность природе». Ситуации: мальчик взял нож и стал сдирать бересту с берёзы; ребята посадили по краю оврага кустики ивы и полили их; две девочки решили покататься на велосипеде в лесу, но там не было асфальтированных дорожек. Как быть? Можно ли кататься по траве и цветам? Рассказ воспитателя о лесе. Наш лес очень разнообразный. Он никогда не бывает скучным, закрытым для взора человека. Тропка в лесу может привести в укромный уголок, который ты раньше не видел. Лес прекрасен в любое время года. Весной мы радуемся пробуждению растений, животных и насекомых. Пение птиц и появление листвы радует нас. Невозможно оставаться равнодушными. В России преобладают хвойные леса, лиственные и смешанные. Хвойные леса называют так, потому что в них растут хвойные деревья – ёлка, сосна. Лиственные леса с широколиственными деревьями – тополь, дуб, берёза. Почему может загореться лес? Сколько нужно времени, чтобы выросли большие деревья? Какое значение имеет лес в жизни человека? Всё остальное время проекта дети ухаживали за растениями и высаживали вместе с воспитателем цветы в грунт, кабачки, огурцы в теплицу. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.